Суботній ексклюзив

Фронтмен группы “Дычка”, житомирянин, Дмитрий Бугайчук: «Бедняжка, мы видели все на Фейсбуке!»

Недавно «Субота», в лице корреспондента Богдана Лу, побывала в гостях у основателя и бессменного лидера киевской рок-арт-панк группы «Дычка», житомирянина Дмитрия Бугайчука. Кто-то называет Митю гениальным человеком и гениальным музыкантом. Кто то, не стесняясь в выражениях, нещадно критикует и самого Дмитрия, и его творчество. Но тех, кто к творчеству Мити Бугайчука и «Дычки» отнесся бы равнодушно, «Суботе» обнаружить не удалось.

Корр: –Митя, почему все-таки «Дычка»? Ведь в украинском языке есть и другие, более «правильные» слова?

Митя Бугайчук: – «Дычкой» в Украине называют растение: яблоню, например, которая выросла в покинутом людьми месте, часто из семени, занесенном птицей или зверьком и здычавилым. А иначе никак – не здычавиешь не выживешь! Конопля, которая цветет на помойке, тоже дычка. Наша «Дычка»- это муыкальная группа, выросшая в диких условиях музыкальных джунглей и потому не укладывающаяся в какие-либо рамки. На нашу мызыку можно и «подсесть», как на коноплю(Улыбается.-Авт.), если не соблюдать дозировку. «Дычка» объединила музыкантов, каждый из которых играет в уникальном, присущем только ему стиле. Поэтому на наших концертах можно услышать и импровизации в аутентичной украинской манере, и фольклорные мелодии, ритмы панка, джаза, психоделического (галюциногенного) рока, и даже кабаре с хип-хопом.

Корр: – Ого! Даже боюсь задавать вопрос о стиле, в котором играет ваш ансамбль…

Митя Бугайчук: – У нас каждая композиция исполняеться в своем стиле. Но если обобщить, наверное все это ближе к арт-панку и театральной музыке. Мы сами стиль своего исполнения называем «тревожно-танцевальный».

“Дычка” глазами художника

Корр: – Читал в интернете,что в вашем репертуаре есть песня, посвященная Житомирской обласной психиатрической больнице? (Еле удержался, чтобы после «Житомирской» от себя не добавить –«Народной».-Авт.)

Митя Бугайчук – Есть такая песня. Она называеться «Психбольница на болоте». Автор текста –Сергей Танец из Бердичева по прозвищу «Банан». Вообще, Банан – это персонаж, который здорово повлиял на музыкальную тусовку Житомира.

Корр: – А может и на всю Житомирскую психиатрию!

Митя Бугайчук:- (Улыбается.-Авт.) Что там психиатрия, одно время, Банан, даже заведовал чем-то в ДК на бывшей улице 1 Мая!

Чего хотел сказать Сергей текстом «Психбольницы…», не имею ни малейшего понятия. Я его текст по своему воспринимаю. В принципе, общеизвестный факт, что в СССР была широко распространена карательная психиатрия и все инакомыслящие, которые по каким-то критериям не вписывались в систему, помещались или в тюрьмы,или в психиатрические клинники. Про тюрьмы сейчас не буду говорить, а в психушках, с помощью соответствующих уколов, человека быстро превращали в нужный стране овощь. Некоторые мои друзья: житомирские музыканты, имевшие неосторожность родиться и начать заниматься творчеством в советское время, были принудительно «вылечены» в «Психбольнице на болоте», после чего стали «как все», тоесть, уже не могли творить.

С одной стороны «Психбольница…» – песня со стебом. С другой – мы сняли к ней такой клип-страшилку, которым даже можно пугать детей. Клип, конечно, не настолько жуткий, чтобы ребенок обосрался, но все же…(Многозначительно улыбается.-Авт.)

Корр: – Митя, я вот, несколько раз просмотрел клип, но, если чесно, так и не понял, где вы его снимали: какие-то развалины. Вроде бы знакомые места, но какой это район города никак не могу вспомнить.

Митя Бугайчук: – А ты и не вспомнишь! Мы снимали в Индии.

Корр: – Про житомирскую психушку – в Индии?!

Митя Бугайчук: – Ну да. В штате Одиша, в поселке Фишерман Вилч.

Корр: – Офигеть! Так, с этого места по подробней, пожалуйста.

Митя Бугайчук: В конце 14 года я поехал в Индию на гастроли с балканским ансамблем «Топоркестра». Меня часто приглашают в этот коллектив, и я никогда не отказываюсь, работать с ними всегда весело, всегда с приключениями, а тут еще и в Индию. После концертов отправился путешествовать по стране с художницей Катериной Берловой. В штате Одиша мы познакомились с британским фотографом Кристофером Митчем. Не познакомиться нам, наверное, было нельзя, поскольку в то время и в том месте мы трое были единственными иностранцами. Кристофер очень хотел стать режиссером. И вот, в последних числах декабря, в поселке Фишерман Вилч, во исполнение своей мечты он снял нам клипы для «Психбольницы…» и еще для одной нашей песни «Кавалеры белого твиста», при моем с Катей активном участии. В итоге «Дычка» получила два качественных продукта а Митч, через несколько лет после того дебюта, с нашей легкой руки,  у себя в Англии начал карьеру кинорежиссера. Аранжировку, запись и сведение музыки я уже сделал в Киеве, в студии Кузьмы Скрябина «На Хати Рекордс».

Корр: -Можешь огласить «личный состав» «Дычки»?

  Митя Бугайчук: – Всего нас 10 человек и Пэдро. Я пою и, заодно, на гитаре играю. Гитара моя имеет имя. Его зовут Пэдро.

Корр: – Его?

Митя Бугайчук: – Его, потому что Пэдро-настоящий мужик. (Улыбается-Авт.) Далее: Саша Кохановский – композитор и главный дирижер театра Франка – он у нас клавишник. Саша самый старший в нашей компании. Ему 66 лет. Он еще из первого состава группы. Сергей Охримчук – скрипка. Он знаменитый джазовый, фольклорный музыкант, исследователь украинского и мирового фольклора. Сергей Дударев – электрогитара. Помимо участия в «Дычке» у Сергея есть свой, довольно успешный музыкальный коллектив, поэтому Дударев, как никто другой понимает меня, понимает, что такое руководить десятью творческими людьми: музыкантами с разными характерами, со своими приколами и тараканами. Такая вот у меня родная душа в коллективе. Есть кому поплакаться в жилетку (Улыбается.-Авт.) С Сергеем Дударевым приятно работать еще и потому, что он в отличии от большинства соло гитаристов никогда не тянет одеяло на себя. Если, например, по замыслу в композиции нужно сыграть на гитаре всего одну ноту, Сергей без обид будет ее играть. Это редкое качество среди музыкантов. Дальше: Тимурджан – барабанщик. Ему 20. Он самый молодой в коллективе. Именно он познакомил меня с нашим бас гитаристом Александром Крышевичем. Тоже очень молодой, но талантливый музыкант.

Александр Кохановский- главный дирижёр театра им. И. Франка. Самый возрастной участник “Дычки”

Еще в «Дычке» есть три вокалистки, как мы их шутя называем «О три Д»: Даринка Войтенко – бек вокалистка и даже солистка в некоторых местах, Дашенька Нечитайло и Даша Петражицкая, известная по сериалу «Папик», в фильме она главная героиня. «Танці с зірками», «Україна має талант»-там тоже участвует Даша Петражицкая. Без преувеличения: она – звезда, но, несмотря на такой статус, с удовольствием поет у нас в коллективе. Наш десятый – тромбонист Саша Чиркин. В Украине я знаю всего двух нормальных тромбонистов. Один из них – Саша. Раньше он работал с Манатиком. Виртуозно исполняет балканскую музыку. А это очень сложно.

Дарья Петрожицкая в сериале Папик

Собственно говоря, это и весь состав, кроме администрации. Что касается администрации, мы постоянно в поиске директора. Они у нас все время меняются: для разных целей берем разных директоров: для концертов одних, для записей других.

Корр: – Митя, что тебя связывает с Житомиром, помимо географического места рождения и «Психбольницы на болоте»?

Митя Бугайчук: – В этом городе живет моя мама, которую я часто навещаю. Кроме «Психбольницы…» в репертуаре «Дычки» есть еще одна песня, посвященная моему родному городу –«Институт педобучения». Ее написал Валик Выговский (Житомирский поэт и музыкант, популярный в 80-х, 90-х годах. В начале «нулевых» умер от СПИДа.-Авт.).

Корр: – Про что песня?

Митя Бугайчук: – Про вечное: об отношениях между мужчиной и женщиной.

В Житомире, в начале нулевых, я начал профессионально заниматься музыкой. Собрал единомышленников, и мы организовали группу «Фурункул Фридмана».

Корр: – Я, конечно, дико извиняюсь, но мне, как житомирянину, интересно-кто же такой этот Фридман?

Митя Бугайчук: – Фридман –собирательный образ, как, например, Рабинович или поручик Ржевский из устного народного творчества.

А что такое его Фурункул и в какой части тела он находится – каждый понимает в меру своей музыкальной культуры (Хитро улыбаетья.-Авт.). Хочу лишь добавить, что если фурункул во время наших выступлений прорывало, то прорывало конкретно! Мы были молодежная панк группа, но панк группа не обычная: в ее составе было аж 5 духовиков! Прикинь!

Корр: – Что ж тут прикидывать: сразу видно, высокодуховный коллектив! ( Улыбаемся.-Авт.)

Митя Бугайчук: – Ну и еще про Житомир: большая часть репертуара «Дычки» – это песни, которые 20 лет назад исполнял «Фурункул Фридмана»

Корр: – ???

Митя Бугайчук: – Да, ты не ослышался. Все эти песни, конечно, переделаны, переаранжированы, если так можно сказать. Даже не так, доаранжированы. В них изменен ритм, подача. Тем не менее, в основе – это репертуар Фурункула.

Корр: – Подожди, за 20 лет в мире столько всего поменялось. А вы, что застряли в «нулевых»?

Митя Бугайчук: – Вроде бы нет. Понимаешь, у нас довольно специфическая музыка. Музыка, обращенная во внутрь человека, исследующая его душу. А душа не эволюционирует так быстро. Дедушка Дарвин подтвердит.

Кстати, вот только сейчас, с нынешним составом «Дычки» я наконец добился того, что мне начало нравиться звучание песен, которые я пою на сцене уже 20 лет! Поэтому хочу их сейчас побыстрее «зафиксировать» – записать в студии и двигаться дальше.

  Корр: – Ты говориш, что перед «Дычой» был «Фурункул Фридмана», но так и не сказал, когда, собственно, появилась сама «Дычка»?

Митя Бугайчук: -«Дычка» появилась в 2007 году. Создали ее два человека: Митя Бугайчук и Анжела Зайцева. Анжела, к сожалению, трагически погибла в этом году в Кривом Роге. Запланированное убийство. У нее осталось двое детей. Мда… Так вот, когда-то мы с ней познакомились и переехали во Львов, чтобы заниматься музыкой. Мы тогда решили, что Львов – самое лучшее для творчества место в Украине. Анжела была талантливой скрипачкой и композитором. Я пел. И в результате наших отношений, через положенное время, родилась «Дычка». Во Львове 4 года мы прожили. Потом отправились покорять Киев.

  Корр: – Получаеться «Дычка» – Житомирско-Львовско-Киевско-Индийская группа?

Митя Бугайчук. – (Отвечает серьезно. Авт.)Что-то вроде того.

Корр: – Сколько музыкантов прошло за это время через ваш ансамбль?

  Митя Бугайчук: – Даже не скажу так сразу. Наверное, около ста. Может чуть больше. Причем каждый из них оставил какой-то свой след в развитии группы, и я им всем за это очень благодарен. Мы помогли друг другу в развитии и это, по моему, главная цель общения людей. То, что мы сейчас исполняем – продукт коллективного разума всех этих ста музыкантов.

Корр: – «Дычка» – успешный, с точки зрения коммерции, проект?

Митя Бугайчук: – Все наши музыканты, исключение только я, наверное, помимо «Дычки» занимаются собственными музыкальными проектами. Они делают музыку, которая нравится толпе и толпа за это щедро забрасывает их деньгами. В «Дычке» наоборот: все мы собираемся для того, чтобы делать музыку, которая нравитья не толпе, а в первую очередь нам самим. И от самого процесса создания такой музыки мы просто ловим кайф. Так что вопрос о доходности «Дычки» не стоит в принципе. Когда у нас бывают выступления, а случается это нечасто, я как руководитель всегда делаю так, чтобы ребята получили хороший гонорар. Ну а уже себе, что останется.

Корр: – На что же ты живешь?

Митя Бугайчук: – Работаю художником-оформителем и еще продаю свои картины.

  Корр: – Картины? Почем, если не секрет?

Митя Бугайчук: – Самую дорогую продал за 15 000 евро. Самую дешовую за 500.

Корр: – Очень даже неплохо. Но музыка и картины – как бы совсем разные направления творчества?

  Митя Бугайчук: – В школе, прежде чем подхватить «Фурункул» я занимался рисованием. Даже, какое-то время учился в киевском художественном интернате. Потом меня выгнали оттуда и я, на зло всем, занялся музыкой. И когда занялся музыкой, то вдруг, с удивлением обнаружил, что в музыке и живописи больше общего, чем различий: построение композиции, тона, полутона, переспектива, фон. С тех пор играю, как художник, а рисую, как музыкант. Может быть это неправильно, не знаю, но мне так нравится.

Митя Бугайчук на сцене

Корр: – Хм. Интересно, как бы ты играл, если бы перед началом музыкальной карьеры закончил, например, строительное училище?

  Митя Бугайчук: -Думаю, было бы еще интереснее. Например, вот один музыкант из старого состава «Дычки» играл смычком на двуручной пиле.

Корр: – Ничего себе!

  Митя Бугайчук: – Да, перед концертом он обходил строительные магазины и подыскивал пилу с нужным звучанием. Потом эти хождения ему надоели, и он купил в музыкальном салоне музыкальную пилу фирмы «Страдивари».

Корр: !!! ???

Митя Бугайчук: Пила «Страдивари» – ее делают из специальнойстали. Зубья затачиваются особым образом и если провести по зубьям смычком, получается очень интересный звук, похожий на высокий женский вокал.

 Корр: –  Пила «Страдивари». Со смычком. В музыкальном магазине… Да, как безнадежно я отстал от жизни… Но зато теперь понимаю твою фразу в начале интервью о том, что каждый из музыкантов «Дычки» играет в уникальной, присущей только ему манере…

Следующий вопрос: чувствуешь ли ты себя известным человеком?

  Митя Бугайчук: (Вздыхает.-Авт.) Мне неприятно об этом говорить. До 2021 года я был, ну скажем так, широко известен в узких кругах. В Киеве, на Подоле, в среде музыкантов, художников, киношников меня знали все. Все здоровались. И я всех знал. Весной (18 мая. – Авт.) я попал в большую неприятность: меня избила милиция. Дело было так. Часов около 9 вечера выхожу из мастерской , тут у нас, на Подоле. Улица пустая. Стоит машина на обочине с тонированными стеклами. Иду мимо. Вдруг, зажигаются фары и голос из машины: «Подойдите к автомобилю!» -С какого это, отвечаю, перепуга? И только включил телефон, чтобы заснять это все, на всякий случай, как получаю сильнейший удар в нос. Падаю на асфальт. На меня надевают наручники и начинает избивать, как я узнал в последствии, полицейский Подольского райотдела с библейской фамилией Иоанов. Когда он ненадолго отвлекся, удалось позвонить друзьям. Сразу же подтянулось много людей с Подола. Иоанов тоже вызвал подмогу. Приехало 12патрульных автомобилей (Опять эти библейские паралели!-Авт.). Полицаи не давали людям подойти ко мне, оказать медицинскую помощь. Я лежал в луже крови с перебитым носом . А Иоаннов периодически пинал меня ногами. Бил просто так, ни за что. Этот кошмар продолжался несколько часов. Хорошо, хоть люди не дали Иоанову подбросить мне наркоту, как он, видимо, планировал изначально. Вернее, он все-таки ее подбросил, но сделал это настолько неуклюже, что никаких последствий для меня данное «следственное действие» не возымело. Несколько человек засняли весь этот ужас на телефоны, выложили в сеть. Те съемки моментально распространились в «Фейсбуке», «Инстаграмме» и на следующее утро я проснулся знаменитым. Теперь меня узнают на улице. Иду, например, куда-то по делам:солнышко, погода, я веселый, сочиняю на ходу мелодию, вдруг, подходят совершенно незнакомые люди, обнимают меня, чуть ли не плачут: «Бедняжка, мы видели все на Фейсбуке!». И смотрят таким взглядом, как будто у меня не нос, а позвоночник поломан. А я уже и забыл про тот инцидент.

Митя Бугайчук в кафе на Михайловской

Корр: Как забыл? Разве не было желания наказать садиста в погонах?

Митя Бугайчук. – Ну, активисты, друзья, вроде занимаются этим вопросом. На каком сейчас этапе это дело, даже не знаю. Мне некогда вникать,у меня «Дычка» на плечах.

Корр: – Слышал, что благодаря выступлению «Дычки» Украина даже стала партнером НАТО?

Митя Бугайчук: – ( Улыбается. – Авт) Не знаю или мы на это повлияли. Два года назад в Днепре проходила международная конференция Украина – Америка, на которой обговаривались переспективы вступления нашей страны в НАТО. Один из организаторов конференции – наш хороший друг решил культурную часть мероприятия сделать немножко нестандартной, потому что по его наблюдениям, американцам уже немного поднадоели вышиванки с гопаком. Вот. Он пригласил нас. Мы выступили. Половина украинской делегации демонстративно покинула зал. А американцам, наоборот, очень даже понравилось. После выступления они пришли к нам за кулисы, и мы долго общались: до ночи. Ну, сами, наверное, знаете, как общаются за кулисами артисты и восторженные зрители. Теперь Украина – партнер НАТО (Улыбается. – Авт.).

    Корр: -А на радио, ТВ приглашают?

Митя Бугайчук: – На радио редко. Во-первых, у нас песни не радио формата. На радио песня должна звучать 3 минуты, плюс-минус. У нас каждая звучит минут по 10. Я пытался как-то переделать специально для радио «Психбольницу на болоте». Ну как переделать:повырезал многое, чтобы влезть в три минуты, но ничего хорошего из этой затеи не получилось. А во-вторых, как ответило нам когда-то одно французкое радио: «Мы хотим поберечь психику своих слушателей». И берегут. Успешно.

На ТВ тоже не очень спешат нас звать. Прежде всего это затратно: 10 человек, аппаратура, гонорары, транспорт. А попробуйте вызвучить всех – звукорежиссер с ума сойдет! Ну и с точки зрения коммерции, такое приглашение рисковано, ведь как я уже говорил, мы не делаем популярную музыку, которая нравится всем.

Митя Бугайчук во время съёмок клипа на песню “Кавалеры белого твиста”.

Корр: – Корпоративы, свадьбы?

Митя Бугайчук: – Сейчас заказчику дешевле пригласить одного ди-джея и заплатить ему три тысячи гривень, чем приглашать 10 человек с горой аппаратуры и вывалить на это кучу денег. Одни только гонорары музыкантам заказчику обойдутся минимум в 50 000 гривен.

Тем не менее, хоть и редко, но нас иногда приглашают. Как-то пригласили на свадьбу двух искуствоведов. Они кандидаты наук. У них была такая свадьба весной в пикниковом стиле.  Там был сад, цветущие яблони. Ретро гирлянды. Весь пикниковый набор. Столики, пледы в клеточку. И мы прямо на траве, посреди цветущего сада, разместили аппаратуру…

Корр: – Интересно! Можно я чуть пофантазирую: вы исполнили «Психбольницу…», а молодожены – кандидаты, по мотивам вашего выступления написали докторскую : ««Психбольница на болоте» и другие новые песни современного украинского свадебного обряда».

Митя Бугайчук:- Та не, они специалисты по вышивке.

Корр: – Гастролируете?

Митя Бугайчук: – Иногда бывает. Выступали во Франции на фестивале уличного цирка, давали концерт в Страсбурге. Вместе с Каменец- Подольской группой «Запаска» объездили Польшу. Самостоятельно уже исколесили Италию, Чехию. Делали большой тур по Украине. В прошлом году хотели в Житомире дать концерт. Его организовывал наш друг и бывший продюссер Валентина Выговского, теперь бизнесмен и владелец «Дома Трибеля» Женя. Но, из-за короновируса сорвалось. Надеюсь, когда эпидемия чуть стихнет, все-таки выступим перед житомирянами.

Корр: – «Субота» с удовольствием разместит вашу афишу. Нам, увы, пора закругляться. Вопрос «на коня»: какие ваши планы на будущее? Какой вы видите развитие современной музыки?

Митя Бугайчук: – Ого! Тут все так динамично сейчас, что не знаешь, что через месяц будет. Ну, если человчество не слетит совсем с катушек, наверное, людям захочется какого -то живого общения – и музыкантам и зрителям. Думаю, со временем, будет много живых концертов и эпоха ди-джеев, заменяющих целые музыкальные коллективы, отойдет в прошлое. Тогда появится новый, интеллигентно развитый зритель. Появятся ли в музыке новые стили?  По моему мнению – вряд ли. Переделанные старые – да. Все -таки теория про витки и спиральное развитие всего имеет место быть. Что касается «Дычки», планиуем начать записывать свои песни на какие-нибудь диски или флешки и распространять среди наших почитателей.  Правда, диск сейчас не имеет уже той информационной ценности, что была раньше. Теперь – это скорее, предмет для коллекционера.  Еще готовлю к изданию иллюстрированную книгу, такой «текст –бук» с текстами всех наших песен.  Планирую закончить работу до конца декабря.

Афиша

С Митей Бугайчуком распивал чаи и беседовал  Богдан Лу.

Джерело: Народний тижневик “Субота”

Схожі матеріали

бугайчук, дычка

Популярні новини