Нина Русланова – одна из самых ярких актрис отечественного кинематографа. Ей одинаково хорошо удаются роли разного плана: от драматических до комедийных. У Нины Ивановны внушительная фильмография – почти две сотни картин. В подавляющем большинстве это главные роли, но актриса не отказывается и от эпизодических, которые, несомненно, являются украшением фильмов.
Нина выросла в детдоме, получила профессию штукатура. Отработав год по специальности, поступила в Харьковское театральное училище, проучилась там 2 года и отправилась в Москву. Окончила Щепкинское училище. В кино снимается со студенческих лет. Лучшие фильмы с ее участием: «Тени исчезают в полдень», «Цыган», «Зимняя вишня», «Собачье сердце». Актриса востребована у режиссеров, пользуется любовью миллионов зрителей, имеет звание Народной артистки России, много кинематографических наград.
Кажется, о жизни Нины Руслановой известно все: опубликованы сотни интервью с актрисой, сняты документальные фильмы о ее творческом пути. Но есть жизненные ситуации, о которых Нина Ивановна говорить не любит.
Русланова ни разу не посетила Богодухов, где прошло ее детство.
Зимой 1945 года на вокзале этого города нашли брошенную двухмесячную девочку. Ее определили в детдом, о пребывании в котором у Нины осталось только одно светлое воспоминание: Матрена Тимофеевна, работница учреждения, несколько раз угостила девочку медом. Хорошего больше не было; зато в избытке присутствовали побои, ругань, унижения.
Одна из воспитательниц почему-то решила, что отец белокурой девочки – немец. Свои соображения она высказала вслух. Дети стали преследовать Нину, называть ее фашисткой, а в послевоенные годы худшего оскорбления не существовало. Пришлось Нине защищать себя кулаками, ведь надеяться было не на кого.
Через годы, в фильме «Завтра была война», Русланова сыграла революционерку, которая идею считала выше человеческого достоинства. Актриса наделила свою героиню чертами той воспитательницы, создала точный ее образ. Нина Ивановна в некоторой степени рада, что у нее было нелегкое детство: это закалило ее волю и характер. И всех прощает, в том числе и родителей.
Русланова дралась на съемочных площадках по-настоящему.
Драться Нина научилась в детдоме, поэтому эпизоды с драками ей хорошо удавались. В фильме «Завтра была война» та самая революционерка по сценарию дает своей дочери пощечину. Русланова настолько вжилась в роль, что ударила по щеке по-настоящему. Актриса, игравшая роль дочери, от повторных дублей отказалась.
В фильме «Цыган», во время встречи на дороге Клавдии и Катьки-аэропорт, должна быть словесная перепалка. Однако Клара Лучко и Нина Русланова посчитали это скучным и решили устроить драку. В киноленте они под проливным «дождем» из брандспойта били друг друга мокрым бельем не понарошку: на теле у каждой актрисы были синяки.
У Руслановой сложный характер.
Нина Ивановна не всегда находит общий язык с коллегами и режиссерами. Уже с Кирой Муратовой, своим первым режиссером, Русланова умудрилась поссориться. Студентка-второкурсница спорила, пыталась играть по-своему. Муратова взяла другую артистку, но через время вернула Нину; фильм без нее не получался.
Не сложились отношения у Руслановой с Андреем Мироновым. Они поссорились на съемках киноленты «Будьте моим мужем». Нина обращалась к Миронову по имени, а тот расценил это как фамильярность и потребовал удалить Русланову со съемочной площадки.
Спустя некоторое время режиссер Герман предложил Нине роль в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Узнав, что ее партнером будет Миронов, актриса сниматься отказалась. Герман все-таки уговорил ее, но помирить двух знаменитых актеров не смог. Роли им удались, однако в перерывах они друг друга игнорировали.
Русланову не пригласили на премьеру кинокартины «Афганский излом».
В кинопроекте принимали участие итальянские продюсеры. По их настоянию на главную роль был приглашен популярный актер Микеле Плачидо.
На съемочной площадке его высокомерие граничило с хамством. Русланова сказала итальянцу в глаза: «Ты – дерьмо!». Микеле сделал вид, что не понял, поведения своего не изменил, но Нине, по ее словам, стало легче. На премьеру ленты, которая проходила в Италии, актрису не пригласили.
У Руслановой не сложилась театральная карьера.
Нина Ивановна прослужила в театре имени Вахтангова 15 лет, и за это время не получила ни одной главной роли. По словам сотрудницы театра Маргариты Литвин, Русланова отличалась бешеным темпераментом, ей было тесно в советском репертуаре. Результатом стал ее уход из театра; она работала еще в двух, но и там карьера не сложилась.
Русланова считает себя плохой матерью.
С ясельного возраста дочь Нины Ивановны Олеся оставалась в детском саду на пятидневку. В более старшем возрасте актриса часто брала ребенка с собой на репетиции и съемки, где не всегда были нормальные бытовые условия. В старших классах длительные пропуски мешали учебе, и с 15 лет дочь в отсутствие матери жила дома одна.
Сейчас Нина Ивановна винит себя за то, что карьере уделяла внимания больше, чем семье. Олеся не согласна с мамой: она никогда не чувствовала себя брошенной, а частые разлуки считает издержками маминой профессии.
Руслановой не удалось найти родственников.
Неоднократные попытки Нины Ивановны найти родственников успехом не увенчались. Несколько раз «находили» ее, но через пару встреч люди, объявившие себя родней, просили денег. В 2019 году на ток-шоу «Пусть говорят» приехали женщины, утверждавшие, что они сестры Руслановой.
Нина Ивановна предварительно согласилась на анализ ДНК, но по состоянию здоровья на передачу прийти не смогла: ее интересы представляла дочь. Вероятность единокровного родства составила 73 %. Нужны были дополнительные исследования, но ни одна сторона инициативы для их проведения не проявила. На том и расстались.
Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, Нина Ивановна готова работать и сейчас. Без съемок она скучает, чувствует неудовлетворенность; согласно играть даже в эпизодах. Пожелаем любимой актрисе здоровья, долгих лет жизни. И новых ролей!